Где находится артем

Где находится артем

Где находится артем

Первые русские поселения

Когда-то место, на котором сегодня раскинулся город Артём представляло собой заболоченную долину, покрытую густой тайгой. Люди долго не селились здесь из-за болот и вездесущего гнуса.

В 1891 г. вблизи бухты Амурского залива крестьянами, переселенцами из западных областей , было основано селение Угловое, ставшее первым постоянным поселением русских в этих местах. Спустя несколько лет поблизости возникают и другие села – и , основанные в 1896 г. и названные так в память о тех местах, откуда прибыли переселенцы. Отчет 1896 года о переселении крестьян свидетельствует: «Переселенцы образовали в этом году четыре новых селения, в том числе деревни… Кневичи и Кролевец в долине реки Батальянза». Из этого документа известно, что в Кролевце поселились 13 крестьянских семей из Кролевецкого уезда и 5 семей из Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Во время второй волны переселения в эти места прибыли, как минимум, 11 семей, среди которых: Домницкие, Кривенко, Назаренко, Олешко, Сущенко, Олейник, Хрущ и другие.

С конца 1907 г. в церковных книгах появляется название Батальянза, с 1 января 1908 г. уже употреблявшееся параллельно с официальным названием . Село получило это название от Суражевского уезда Черниговской губернии, в котором ранее проживали почти все его основатели. Все они были выходцами из села Кожаны (Верещакская волость Суражевского уезда), это семьи: Фоки Борисенко, Антона Корявченко, Никиты Голика (Голикова) по прозвищу Щун и другие.

В настоящее время в Суражевке действует огромное тепличное хозяйство – образованное 15 марта 1982 г. опытно-производственное хозяйство ФГУП «Дальневосточное», являющееся крупнейшим тепличным комбинатом в , здесь выращиваются овощные культуры. Мощность тепличного комбината составляет 4 020 тонн овощей в год, в том числе 660 тонн овощей открытого и 3 360 тонн овощей защищенного грунта.

Одним из старейших сел на территории Артёмовского городского округа является село , год основания которого точно не установлен, но известно, что село основано не ранее 1887 г. и не позднее 1912 г.

Строительство Уссурийского участка Транссиба имело огромное значение для развития первых населенных пунктов, располагавшихся на территории современного города Артёма. В 1907 г. был основан хутор Ходасевича, располагавшийся в районе бывшей станции «9-я верста» на Сучанской железной дороге. Григорий Захарович Ходасевич, поселившийся в этих местах в 1907 г., был первым русским, разбившим свой хутор по соседству с корейскими фанзами.

Зыбунные копи и шахтерский поселок

В районе 9 версты Сучанской узкоколейной железной дороги в 1910 г. были обнаружены богатые угольные пласты, выходившие на поверхность. В 1913 г. владельцем трех Зыбунных рудников в этом месте становится крупный владивостокский предприниматель, купец I гильдии Скидельский Лейб Шиманович (Леонтий Семёнович). Общая стоимость его состояния в то время оценивалась в 8,6 миллионов рублей – астрономическая по тем временам сумма. Л. Ш. Скидельский умер в 1916 г., передав своим наследникам состояние в 9,5 миллионов рублей. В 1922 г. одна из шахт в долине «Озерных Ключей» (сегодня здесь находится центр города Артёма) была названа именем Якова Леонтьевича Скидельского, одного из сыновей Лейба Шимановича.

В январе 1913 г. среди болотных топей, называемых местными жителями зыбунами, был застолблен первый участок. На 9-м километре было заложено три шахты. Осенью 1913 г. началось строительство первой шахты. Лейб Скидельский распорядился, чтобы одновременно с закладкой шахт началось устройство поселка на зыбунах. Каменноугольные копи стали называться «Зыбунными». Так было положено начало истории будущего города Артёма.

После революции

Постановлением Дальневосточного революционного комитета и решением Третейского суда в мае 1923 г. все предприятия, недвижимость и финансовые активы, принадлежавшие семье Скидельских, были национализированы. На митинге рабочих, состоявшемся в том же 1923 г., было принято решение о присвоении поселку и руднику имени революционера и партийного деятеля Артёма (Фёдора Андреевича Сергеева). С 1924 г. руднику официально было присвоено название «Артемовские государственные каменноугольные копи».

В 1925 г. Артемовские копи вошли в состав созданного 1 октября треста «Примуголь». Рудник бурно развивался. С момента национализации копей Л. Ш. Скидельского было построено три новые шахты и в 1927 г. здесь работали пять шахт. Однако механизация была минимальной, в 1927–1930 гг. намечалось установить тяжелую врубовую машину в шахте №3, кроме того, восемь легких врубовых машин, закупить семь электроручных машин. Предполагалось использовать в шахтах два электровоза легкого типа и два тяжелого типа, а также погрузочную машину и электробуры. Стоимость механизации должна была составить 170–180 тыс. рублей.

В 1929 г. пущены в эксплуатацию шахты №6 и №2-2 бис, в 1931 г. – №2/5, №4. В 1930 г. в работах на шахтах начали использовать первые отбойные молотки, колонковые лебедки, электросверла, скреперы, конвейеры, электровозы и компрессор.

К 1931 году Артём становится основным поставщиком каменного угля в Приморье. 7 ноября 1931 г. была заложена шахта №3-ц, сданная в эксплуатацию в сентябре 1938 г. с проектной мощностью 1 500 тыс. тонн в год. В 1934 г. на шахте были получены первые тонны угля. Эта шахта, переименованная перед войной в «Дальневосточную» стала кузницей горняцких кадров Артёма, на ней впервые внедрили лавы, проходческие комбайны.

В 1932 г. началось строительство Артемовской ГРЭС – первой районной электростанции на Дальнем Востоке. На стройке ударно работали комсомольцы, прибывшие из европейских районов Советского Союза. После известия о гибели в конце 1934 г. электростанцию было решено назвать в его честь. К 1935 г. был готов главный корпус на два турбогенератора и три котла. 6 ноября 1936 г. стал днем рождения ГРЭС, в этот день состоялся пуск турбогенератора.

К 1934 г. Артём становится шахтерским центром с шестью механизированными шахтами. К сентябрю 1935 г. была сдана в эксплуатацию шахта №6-6 бис, в 1936-м – №3-ц.

С постройкой в 1935 г. ширококолейной железной дороги Угольная – и пуском ГРЭС у угольной промышленности появились условия для быстрого развития.

В 1913 г. начинается история центральных электромеханических мастерских (ЦЭММ) – одного из старейших предприятий г. Артёма. Тогда, в 1913 году были построены шахты, названные «Зыбунными копями». Первые мастерские занимали деревянную постройку типа землянки, сооруженную предпринимателем Скидельским для обслуживания тогда еще строящихся копий. Здесь производились кузнечные работы, плавились чугун и бронза, позднее в мастерских начали обслуживание подъемных установок на шахтах и шурфах, изготавливали клинья, кайла, ломы, лопаты, кувалды, ремонтировали паровые насосы.

С началом применения на шахтах электроэнергии в 1929 г. был организован электроцех, в котором ремонтировали электродвигатели. До 1935 г. все оборудование на шахтах ремонтировали слесари мастерских, слесарей на шахтах не было.

В 1935 г. в электромеханических мастерских работали 50 человек, из оборудования в них имелись токарный станок и сверлильный станок, приводившийся в движение вручную. Во время войны началась работа в созданном в эти годы специальном цехе, по военным заказам здесь изготавливали стабилизаторы для авиабомб, корпуса для гранат, металлические конструкции для зенитных установок, а также ремонтировали ходовую часть танков.

Артём в статусе города, советский период

Решением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 октября 1938 г. поселок Артём был преобразован в город.

В 1930-х гг. в городе Артёме начал строиться аэропорт «Озерные ключи», в 1937 г. из него стали взлетать первые самолеты. В 1956 г. пассажирский самолет «ТУ-104» открыл эру реактивной авиации, вследствие чего на базе аэродрома «Кневичи» был создан большой аэропорт «Владивосток». За 5 лет (1959–1964) здесь был построен целый комплекс наземных сооружений, позволивший начать прием самолетов на регулярной основе, объем пассажирских перевозок при этом значительно увеличился.

В 1938 г. сдана в эксплуатацию шахта «Дальневосточная» с проектной мощностью 1 500 тыс. тонн в год. За высокие достижения в 1943 г. коллективу шахты было вручено Красное Знамя ГКО. В послевоенные годы коллектив шахты продолжил успешно выполнять производственные задания. 22 января 1971 г. Указом Президиума Верховного совета СССР шахта была награждена орденом «Знак Почета». В течение всего периода эксплуатации на шахте добыто 37,3 миллионов тонн угля. В мае 1997 г. работы на шахте «Дальневосточная» были прекращены, шахта была ликвидирована.

В 1939 году была заложена шахта №8 (будущая «Амурская»), она строилась с 1946 по 1954 гг. 31 декабря 1954 г. шахта с проектной мощностью 450 000 тонн была сдана в эксплуатацию. За успешное строительство 8-й шахты руководитель горных работ Ф. Тиминцев был награжден орденом Трудового Красного Знамени, бригадиру проходчиков А. Зиганшину присвоено звание Герой Социалистического Труда. Шахту №8 в 1971 г. переименовали в «Амурскую».

В 1937 году в районе 9 километра была заложена шахта №7 бис («Озерная»), сданная в эксплуатацию в 1941 г. (проектная производственная мощность 300 000 тонн в год). «Озерная», разрабатывавшая западную часть Артёмовского угольного месторождения, стала первым угледобывающим предприятием, с которого начался процесс закрытия особо убыточных шахт. В 1941 году в эксплуатацию была сдана и шахта «Подгородненская» (проектная мощность 120 000 тонн в год).

Яркими страницами в истории угольной отрасли края стали годы восьмой пятилетки (1966–1970) – годы высочайшего трудового энтузиазма. Бригадой В. Ф. Зубана были освоены узкозахватные комбайны ЛГД-2 и 2К-52, а в декабре 1966 года эта бригада установила рекорд края, добыв 22 217 тонн угля за месяц. За выдающиеся заслуги и освоение новой техники В. Ф. Зубан был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В начале 1940-х гг. было начато строительство шахты №11 («Приморская»), но в военные годы строительные работы были остановлены и возобновились лишь в 1955 г. В 1961 году шахту, расположенную в центральной части Артёмовского месторождения, сдали в эксплуатацию (проектная производственная мощность 410 000 тонн в год). В 1991 г. объемы добычи угля на «Приморской» стали снижаться, упав в 1996 г. до 44,8 тысяч тонн (при установленных 120 тысячах тонн). Из-за низких технико-экономических показателей и невозможности рентабельной работы шахту «Приморскую» было решено ликвидировать как особо убыточную (ликвидация завершилась в 1999 г.).

На базе шахты №6-6, заложенной в 1931 г., сданной в эксплуатацию в 1935 г. и закрытой 1 января 1975 г. по причине отработки запасов угля на шахтном поле, была создана шахта «Шкотовская», состоящая из 3-х единиц: шахты «Смоляниновская», разреза «Смоляниновский» и разведочной шахты на участке «Центральный».

В дальнейшем шахта «Шкотовская» была переименована в шахту имени Артёма. Она входила в состав производственного объединения «Приморскуголь», транспортировка угля от забоя до поверхности осуществлялась на шахте с помощью ленточных конвейеров. Использование высокомеханизированной техники позволило в 1982 г. достигнуть рекордной добычи – 770 тысяч тонн. В 1986 г. на шахте началась реконструкция, в 1991 г. был сдан первый пусковой комплекс. Но уже в 1995 г. с изменением экономической и политической ситуации в стране сократилось финансирование убыточных предприятий, следствием стало сокращение добычи и ухудшение экономических показателей. С 1 апреля 1998 г. добыча угля была остановлена, 17 апреля начаты ликвидационные работы и 1 июля 1999 г. ликвидация горных выработок была завершена.

В настоящее время шахты «Дальневосточная», «Имени Артема», «Озерная», «Приморская», «Подгородненская» закрыты. Не сохранилась и шахта «Амурская» с разведкой высококачественного угля и перспективой работы на 35 лет.

После реконструкции в 1955 г. центральных электромеханических мастерских здесь в 1958 году стали выпускать металлическую крепь для горных выработок, в следующем году в эксплуатацию был принят котельно-кузнечный цех, в 1961 году – механосборочный цех, еще через год состоялась реконструкция литейного цеха, было освоено стальное литьё.

В 1970 году был создан и начал действовать специализированный подземный участок, производивший монтаж, демонтаж и ремонт горной техники в шахтах.

Сегодня ЦЭММ располагает обширным станочным парком, который насчитывает свыше 90 единиц. В Артемовских ЦЭММ производится ремонт тяжелой карьерной техники и горно-шахтного оборудования производственного объединения «Приморскуголь», здесь изготавливаются запасные части, металлоконструкции, металлокрепления, механизмы малой механизации, крепи, нестандартное оборудование, осуществляется стальное, чугунное, бронзовое и алюминиевое литьё, а также производятся товары народного потребления.

Следствием развития угледобычи и строительства поселка, превратившегося со временем в город, стало динамичное развитие строительной отрасли в городе Артёме. Первым и крупнейшим предприятием города стал трест «Дальшахтострой», образованный в 1938 г. Он создавался с целью развития инфраструктуры угольной промышленности в Приморском крае. Трест объединял 14 подразделений, силами которых строились угольные разрезы и шахты, фабрики и заводы, совхозы, жилье и объекты соцкультбыта. В 1972 г. создается СУ-27 (Строительное управление 27), которое за следующие 30 лет возвело и сдало в эксплуатацию многочисленные здания и сооружения.

В 1956 г. в соответствии с решением Министерства строительных материалов и проектом, разработанным институтом «Гипростройматериалы» (), началось возведение завода ЖБИ-3 с проектной мощностью 70 тыс. куб. метров железобетонных изделий в год для нужд гражданского и промышленного строительства. Вместе со строительством завода рос поселок Заводской. Территория вблизи села Кролевцы, на которой сегодня находится поселок Заводской, долгое время была ровной площадкой. В годы войны здесь базировался учебный аэродром. С началом в 1956 г. строительства завода и поселка на стройку начали съезжаться строители со всего Советского Союза. В Зеленом районе появляются первые улицы. В поселке строится Михайловская бройлерная птицефабрика. За сравнительно короткое время на пустующей площадке выросли современные производственные предприятия.

В 1958 г. введен в эксплуатацию завод ЖБИ-4 мощностью 5 000 куб. метров сборного железобетона в год, в тот период началось интенсивное строительство Артёма, в связи с чем остро требовался сборный железобетон.

В городе интенсивно развивалась и энергетика. Вместе с наращиванием производства и поставок электроэнергии постепенно решалась задача теплофикации. В период с 1982 по 1985 гг. проводилась реконструкция турбин №№ 5 и 6, в 1984 г. Артемовскую ГРЭС перевели в категорию ТЭЦ. Артемовская ТЭЦ с момента своего пуска является базовым предприятием в сфере местной энергетики.

В 1957 г. выпустила первую продукцию Артёмовская фабрика пианино «Приморье». В течение следующего десятилетия в Артёме открылся целый ряд новых предприятий: фарфоровый завод, мебельная и ковровая фабрики. Основанный в 1964 г. Артёмовский фарфоровый завод стал первенцем фарфоровой промышленности Дальнего Востока, в марте 1965 г. на нем была выпущена первая продукция, ставшая с годами популярной не только у горожан, она пользовалась высоким спросом во всем крае, занимала призовые места и получала награды на различных выставках и конкурсах. В 1961 г. основана Приморская мебельная фабрика. В октябре 1968 г. открылся ее первый цех и была выпущена первая продукция.

В 1939 г. в Артёме запущена в эксплуатацию первая пекарня. В 1974 г. в городе появился хлебозавод, в котором работали два цеха – хлебобулочный и кондитерский.

В 1973 г. у северо-восточных границ города Артёма, на территории живописного лесного массива началось строительство птицефабрики, крупнейшей на Дальнем Востоке, оснащенной немецким оборудованием мощностью 550 тысяч кур несушек с производительностью 132 миллиона яиц и 12,5 тысяч центнеров мяса птицы.

15 марта 1982 г. было образовано опытно-производственное хозяйство (ОПХ) «Дальневосточное», ставшее крупнейшим тепличным комбинатом Приморского края. Дальневосточный отдел НИИ овощного хозяйства стал базой для создания в 1988 г. Приморской овощной опытной станции, перед которой были поставлены многочисленные задачи научного овощеводства.

Город в 1990-х и 2000-х годах

В начале 1990-х гг. многие предприятия в городе Артёме начали испытывать трудности и закрылись. Перестали существовать швейная, трикотажная, ковровая фабрики. Закрылась и Артёмовская фабрика пианино, не дожив до своего 50-летия.

В мае 1992 г. аэропорт «Владивосток» получил статус международного и сегодня он принимает рейсы из более чем тридцати российских и зарубежных аэропортов.

В городе действуют 20 крупных предприятий, стабильно работают Артёмовский хлебокомбинат, «Владивосток Авиа», гормолокозавод, мясоперерабатывающий завод, птицефабрика «Уссурийская», «Вторчермет», совхоз-комбинат «Дальневосточный», СУ-27, «Деметра», ПМС-220, ОАО «МК-67», АртемТЭЦ. В объеме производства города Артёма преобладают: стройиндустрия (около 30%), топливная промышленность (около 24%), деревообработка (около 19%), пищевая промышленность (около 14%). На базе Приморской мебельной фабрики стабильно развивается ряд предприятий, из которых самые известные «Приморский шпон» и «ПриМФЛес», оснащенные современными высокопроизводительными линиями иностранного производства.

Птицефабрика «Уссурийская», наряду с основной деятельностью – производством яиц, с октября 1997 г., когда к ней присоединилась птицефабрика «Михайловская», занимается и выращиванием мяса бройлеров. ЗАО «Деметра» является главным поставщиком сельхозпродукции для дошкольных учреждений и детских домов. На АО «Артемовском», основанном еще в 1957 г., производится продукция животноводства и овощная продукция. Совхоз «Тепличный» был преобразован в закрытое акционерное общество «Надежда».

В 2003 г. продукция Артёмовского гормолокозавода – ряженка и сметана «Артёмка» – вошли в список 100 лучших товаров Приморского края.


Источник: http://www.BankGorodov.ru/place/artyom


Где находится артем

Где находится артем

Где находится артем

Где находится артем

Где находится артем

Где находится артем

Где находится артем

Где находится артем

Где находится артем