Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Парусная лодочка из бумаги

См. также главу Технические модели и приборы в книге
Кружок «Умелые руки»

Плавающую модель парусной лодочки делают из плотной бумаги, лучше всего чертежной.

Для корпуса лодки отрезают лист бумаги размером 17×100 сантиметров, складывают его пополам и графят на клетки со сторонами, равными 1 сантиметру. По клеткам наносят контуры корпуса лодки, размечают линии сгиба и проколы. Лишние куски бумаги по краям отрезают. Проколы делают кончиком ножа.

Затем корпус сгибают по пунктирным линиям, как указано на рисунке 135, и в четырех местах скрепляют бумажными клинышками. Их вырезают из кусочков бумаги размером 3×2 сантиметра. Сложенный вдвое клинышек продевают в прорез, протягивают, концы отгибают кверху и коротко обрезают ножницами 1.

На корме лодочки двумя такими же клинышками укрепляют сиденье. Его размечают по клеткам и вырезают из листка бумаги размером 7×4 сантиметра. Края сиденья с двух сторон подгибают и обхватывают ими отогнутые углы на корме.

Рис. 135

Рис. 135. Бумажная парусная лодочка:

бумагу сгибать по пунктирным линиям, заштрихованные места обрезать.

Посреди лодочки устанавливают поперечную перекладину — банку. Ее делают из полоски бумаги, сложенной втрое. В центре банки делают прорез длиною в 1 сантиметр. Узкие края полоски отгибают вниз и скрепляют клинышками с бортами лодочки.

В прорез банки вставляют мачту — сложенную втрое полоску бумаги с заостренными краями. Нижний конец ее упирается в дно лодочки.

По рисунку вырезают парус, его углы слегка округляют. Верхним отверстием парус надевают на мачту, изгибают его, выступы нижней части прикрепляют клинышками к отогнутым полоскам на корме.

Желательно покрыть лодочку масляным или нитролаком, олифой или нитрокраской. На дно лодочки насыпают слой песка или мелкой гальки, чтобы корпус погрузился в воду приблизительно до половины. Сверху этот слой балласта можно прикрыть бумагой. По бортам, на уровне погружения их в воду, проводят ватерлинию.

Конструкция такой лодочки впервые разработана в судомодельной лаборатории Московского городского дома пионеров.

Контурные модели кораблей

На листе бумаги, разграфленном на клетки со сторонами в 1 сантиметр, вычерчивают контуры кораблей, как указано на рисунке 136. Рисунок переводят на фанеру и выпиливают по контурам лобзиком.

Таким же способом переводят на фанеру и выпиливают основание модели с отверстиями для крепления корпуса. Основание лучше сделать из фанеры потолще или из тонкой дощечки.

Ребро нижнего края контура смазывают казеиновым клеем и вставляют выступами в отверстия основания. Для прочности можно скрепить контур и основание также рейками, проклеенными вдоль контура с обеих сторон.

Всю модель — корпус и основание — после тщательной зачистки окрашивают два-три раза масляной или нитрокраской; контур и верхнюю сторону основания — в серый цвет, ребра и низ основания — в красный или черный. Из проволоки же на модели крейсера делают дула орудий.

Рис. 136

Рис. 136. Контурные модели кораблей:

1 — крейсер «Аврора»; 2 — ледокол; 3 — транспорт.

Контурную модель можно сделать самоходной. Для этого снизу основания надо установить руль, гребной винт и резиновый мотор. Размеры и способы соединений их показаны на рисунке 137.

Руль вырезают из жести. Один конец его закругляют, второй загибают в трубочку по гвоздю. Желательно шов трубочки пропаять.

Гвоздь забивают в основание модели у кормы, надев на нею сверху руля жестяную шайбочку или стеклянную бусинку.

Немного отступя от руля, к основанию прикрепляют мелкими гвоздями держатель гребного винта. Держатель изгибают из полоски жести, вырезанной по рисунку. В средний сгиб вкладывают временно гвоздь, чтобы получилась трубочка для вала. Соприкасающиеся стороны держателя припаивают друг к другу. В отогнутых под прямым углом концах пробивают отверстия для гвоздей. Можно сделать держатель и деревянный: вырезать колодочку и просверлить или прожечь в ней отверстие для вала. Колодочку приклеивают к основанию модели казеиновым клеем.

Гребной винт делают из проволоки или канцелярской скрепки. Из жести вырезают двухлопастный гребной винт. В центре его пробивают отверстие для вала, а лопасти изгибают — развертывают примерно на 45°. На конец вала надевают стеклянную бусинку или две жестяные шайбочки, а затем винт. Кончик вала сгибают под прямым углом и припаивают к винту. Свободный конец вала продевают в трубочку держателя и сгибают крючком.

Немного отступя от носа модели, прибивают второй держатель — для заводной ручки. Его делают так же, как и первый, только меньших размеров. В этот держатель продевают проволочную ручку, согнутую по рисунку.

Мотор изготовляют из нескольких резиновых нитей: например, берут четыре нити сечением 1×1 миллиметр или две ленточки сечением 2×1 миллиметр. Длина мотора равна расстоянию между крючками гребного вала и заводной ручки. Концы нитей загибают и связывают нитками, чтобы получились петли. Этими петлями мотор надевают на крючки.

Рис. 137

Рис. 137. Устройство резинового мотора, руля и гребного винта плавающих моделей.

Чтобы запустить модель, заводную ручку оттягивают вперед и делают около 150 оборотов в одном направлении. Затем, придерживая рукой винт, ручку отпускают. Она притягивается резиной к держателю и застопоривается. Модель ставят на воду, освобождая винт. Направление движения регулируют, соответственно установив руль.

Подобное же устройство резинового мотора, гребного винта и руля применяют на других плавающих моделях. Можно обойтись без заводной ручки, если гребной винт вынести за корму и вращать его рукой для заводки мотора.

Глиссер с резиновым мотором

Модель глиссера с резиновым мотором строят в основном из тонкой фанеры, лучше всего миллиметровой. Глиссер скользит по поверхности воды, почти не погружаясь в нее. Чем легче по весу модель, тем лучше она движется.

По сетке, сторона каждой клеточки которой равна 1 сантиметру, размечают и выпиливают из тонкой фанеры палубу, дно и два борта модели.

Дно глиссера неровное, оно имеет уступ — редан. Поэтому дно модели состоит не из одной, а из двух дощечек.

Из фанеры или дощечки толщиной около 5 миллиметров выпиливают поперечную перегородку — шпангоут — и сиденье, а из трехслойной фанеры — два подкоса для крепления подшипника винта.

Из липового брусочка толщиной 10 миллиметров вырезают задний борт — корму. Одну сторону его сострагивают на конус так, чтобы верхний край получился толщиной в 5 миллиметров. Из березы вырезают носовую бобышку треугольного сечения 5×5 миллиметров. Если есть возможность, ее лучше также выпилить из липы, но пригодна и сосновая.

Детали модели соединяют мелкими гвоздями и клеем. При сборке частей модели, в случае необходимости, некоторые из них подрезают, подгоняя так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.

Ко дну носовой части модели прикрепляют бобышку узким концом. На переднем, широком краю кормовой части дна устанавливают поперечную перегородку (шпангоут), а на заднем краю — кормовой бортик, длинной стороной вниз. Снизу под шпангоутом поперек дна и у самого края его укрепляют брусочек сечением 14×5 миллиметров. Этот брусочек образует на дне модели выступ.

По продольным краям обеих частей дна укрепляют рейки сечением 5×5 миллиметров. Рейки для носовой части требуется изогнуть по форме носа.

Задний конец носовой части дна соединяют с кормовой частью, прикрепив его к поперечному брусочку (уступу).

Затем устанавливают борта, прикрепляя их к носовой бобышке, рейкам, шпангоуту и кормовому бортику. На корме к бортам прикрепляют подкосы для винта. Сверху настилают палубу. В прорезе ее закрепляют сиденье.

Готовый корпус окрашивают два-три раза масляной, эмалевой или нитрокраской, швы предварительно шпаклюют. Дно и нижнюю часть бортов лучше окрасить синей или красной краской, палубу и верхнюю часть бортов — белой или светлоголубой.

Рис. 138

Рис. 138. Модель глиссера с резиновым мотором:

1 — палуба; 2 — носовая часть дна; 3 — кормовая часть дна; 4 — борт; 5 — поперечная перегородка (шпаигоут); 6 — сиденье; 7 — подкос; 8 — кормовой бортик; 9 — носовая бобышка; 10 — подшипник оси винта ; 11 — руль; 12 — воздушный винт; 13 — резиномотор.

Между верхними концами подкосов закрепляют бобышку — подшипник для винта, просверлив в нем продольное сквозное отверстие. Боковые стороны подшипника для мотора укрепляют на носу модели — забивают в носовую бобышку.

Мотор делают из 8—10 резиновых нитей сечением 2×2 миллиметра или 1×4 миллиметра. Концы нитей связывают петлей и надевают на крючки.

При установке винта и мотора необходимо проследить, чтобы ось винта располагалась на одной прямой линии с мотором. Этого можно достичь соответствующей установкой подшипника.

Остается приделать к глиссеру руль. Его можно сделать неподвижным: вырезать из фанеры и прикрепить при помощи угловых реечек к корме. В таком случае глиссер будет двигаться только по прямой линии. Но лучше вырезать руль из жести и закрепить подвижно на проволочной скобе. Руль режут под таким углом, чтобы он плотно прилегал к подкосам.

Воздушный винт выстрагивают ножом из дощечки толщиною в 15 миллиметров. Как сделать винт, смотрите на странице 260.

Винт надевают на проволочную ось. Конец ее заостряют, сгибают по форме буквы «Г» и забивают в среднюю часть (ступицу) винта. С другой стороны винта на ось надевают стеклянную бусинку или две жестяные шайбочки. Ось продевают в отверстие подшипника и на конце ее сгибают крючок для резиномотора. Второй проволочный крючок вбивают в кормовой бортик.

Подкосы, подшипник и деревянный руль окрашивают под цвет модели.

Для заводки мотора рукой вращают винт, делая до 300 оборотов. Модель ставят на поверхность воды, придерживая винт, а затем его отпускают.

Такую модель могут построить школьники 5-х классов, уже имеющие некоторый опыт в изготовлении моделей. Конструкция глиссера упрощается, если дно сделать ровным, без выступа.

Подводная лодка

Пятиклассники могут сделать и другую интересную модель — подводную лодку. Конструкция этой модели разработана Центральной морской модельной лабораторией ДОСААФ СССР.

Из плотной бумаги или из тонкого картона вырезают шаблоны корпуса лодки: «вид сбоку» и «вид сверху» (палуба). Для этого лист бумаги размером 30×8 сантиметров графят на квадратики со сторонами, равными 1 сантиметру. По сетке чертят шаблоны, изображенные на рисунке 139 (2), и вырезают их. На вырезанных шаблонах размечают пронумерованные поперечные линии, а на шаблоне «вид сверху» — также внутренние продольные линии (они являются границей палубы).

Из толстого картона или тонкой фанеры вырезают пять других шаблонов, необходимых для обработки поверхности корпуса. Эти шаблоны на рисунке 140 (7) изображены в полную величину. Такими их и надо сделать. Каждый шаблон нумеруют.

Рис. 139

Рис. 139. Модель подводной лодки:

1 — общий вид лодки; 2 — шаблоны корпуса лодки; 3 — основные детали лодки: А — рубка; Б — вертикальный руль; В — кормовые горизонтальные рули; Г — носовые горизонтальные рули; Д — гребной винт; Е — кронштейн вала гребного винта; Ж — балласт; З — резиномотор.

Корпус лодки вырезают из бруска сухой древесины (лучше всего липы, но можно и сосны или осины) длиной 280 миллиметров, высотой 25 миллиметров и шириной 21 миллиметр. По бокам с двух сторон к бруску прикладывают и обводят карандашом шаблон корпуса «вид сбоку», а сверху и снизу — шаблон «вид сверху». Рубанком и ножом брусок обстрагивают по контурам шаблонов.

Затем шаблон «вид сверху» обрезают по линиям палубы. Оставшуюся часть шаблона (палубу) снова прикладывают к верхней стороне бруска и обводят карандашом. Со всех сторон бруска размечают также пронумерованные поперечные линии.

Теперь корпус надо обработать острым ножом — закруглить борта. Они должны иметь такую форму, как вырезы в пронумерованных шаблонах. Корпус начинают обрабатывать с середины, где помечена поперечная линия 3. При этом пользуются шаблоном № 3. Корпус обрезают так, чтобы шаблон № 3 плотно прилегал к нему по линии 3. Верхний выступ шаблона должен опереться на палубу.

Затем таким же образом обстрагивают корпус с обеих сторон до линий 2 и 4, прикладывая здесь шаблоны № 2 и № 4. Цифры, которыми обозначены линии, соответствуют номерам шаблонов. После обработки корпуса по шаблонам № 1 и 5 оставшиеся концы обрезают по рисунку. Готовый корпус зачищают напильником и шкуркой, а затем окрашивают один-два раза масляной или нитрокраской.

Из жести вырезают вертикальный и горизонтальные рули, гребной винт и кронштейн для вала, а из проволоки толщиной в миллиметр или немного больше — оси рулей, гребной вал (не загибая пока крючка на нем) и крючки для резиномотора. Эти детали на рисунке 140 изображены в полную величину. Размещение их на корпусе модели производят по рисунку 139.

Сбоку корпуса возле носа и кормы прокалывают или пробивают сквозные отверстия, в которые вставляют оси горизонтальных рулей. Они должны туго поворачиваться. Рули припаивают к выступающим концам осей. На кормовой части к корпусу снизу мелкими гвоздиками прибивают кронштейн, согнутый из полоски жести по рисунку 140 (8).

Лопасти гребного винта изгибают под углом около 40°. В центре винта пробивают отверстие, этим отверстием винт насаживают на конец гребного вала и припаивают. Затем на вал насаживают стеклянную бусинку и вставляют его в кронштейн. Бусинка должна поместиться между винтом и кронштейном. Другой конец вала сгибают крючком. На него потом будет надет резиномотор. Второй крючок для резиномотора укрепляют в проколе, сделанном шилом в носовой части корпуса. В кормовой части делают прокол кончиком ножа и вставляют здесь вертикальный руль.

Из деревянного брусочка вырезают по рисунку 139 рубку и укрепляют ее на палубе. Перископ изображают кусочком проволоки.

Чтобы модель не переворачивалась в воде, в днище ее закрепляют балласт — пластинку свинца (примерные размеры ее 75×4×2 миллиметра) или другого металла. Пластинку сперва привязывают к днищу нитками. Модель ставят на воду. Она должна погрузиться в воду до палубы, нос и корма должны быть на одном уровне. Балласт уменьшают и увеличивают, а также передвигают взад или вперед, пока модель не будет держаться на воде в нужном положении. После этого в днище корпуса делают прорез, туго вставляют в него подобранную металлическую пластинку и закрепляют ее гвоздиками.

Рис. 140

Рис. 140. Модель подводной лодки:

1 — шаблоны для обработки поверхности корпуса; 2 — разметка корпуса на бруске и проверка шаблонами отработанного корпуса; 3 — горизонтальные рули; 4 — оси горизонтальных рулей; 5 — гребной винт; 6 — передний крючок резиномотора; 7 — вал гребного винта; 8 — кронштейн гребного винта; 9 — вертикальный руль; 10 — ручка для заводки резиномотора.

Готовую модель еще раз окрашивают: палубу и рубку — голубой или светлосерой краской, подводную часть — черной.

Мотор делают по длине корпуса из резиновой ленты сечением 1×3 или 1×4 миллиметра. Концы ленты завязывают петлями и надевают их на крючки. Чтобы завести мотор, его снимают с переднего крючка, растягивают приблизительно вдвое и закручивают на 350—400 оборотов: один из кружковцев держит модель в руках, придерживая винт, а другой закручивает мотор. Это удобнее делать с помощью ручки, изображенной на рисунке 140 (10). Затем мотор снова надевают на крючок, модель ставят на воду и отпускают винт. Модель поплывет. Если предварительно наклонить вперед на 5—8° носовые горизонтальные рули, то модель погрузится в воду и всплывет снова на поверхность, когда резиномотор раскрутится. Слегка отгибая в стороны вертикальный руль, регулируют направление движения модели. Погружение модели объясняется тем, что ее удельный вес приближается к удельному весу воды, а движение благодаря повороту горизонтальных рулей направлено под углом вниз. Как только мотор перестает работать, движение модели, а следовательно, и действие рулей прекращается. Модель, сделанная в основном из дерева, всплывает.

В беседе следует в общих чертах познакомить членов кружка с тем, как погружаются и всплывают настоящие подводные лодки, а также с тем, какими двигателями они оснащены.


Источник: http://rifmovnik.ru/lib/2/book20_1.htm


Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку

Как сделать из картона лодку