Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Аннотация: в статье описана работа научно-практическая конференцияпо проблеме «Развивающая среда дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования», состоявшаяся в Шекснинском районе по инициативеУправления образования Шекснинского района при поддержке АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Освоение Федерального государственного образовательного стандарта всех заинтересованных лиц в результатах воспитания, обучения, развития личности ребенка дошкольника является важным условием для полноценной работы дошкольной образовательной организации по разработке и реализации образовательной программы дошкольного образования.

В соответствии со стандартизацией дошкольного образования

в организации развивающей предметно-пространственной среды должны произойти серьезные изменения, которые связаны не только с содержанием примерной образовательной программы, но и для обеспечения и поддержки инициативы и самостоятельности ребенка, обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности.

Развивающая предметно-пространственная среда-часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещения, участка и т.п.) материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого их возрастного этапа, с требованиями охраны и крепления их здоровья, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать: критериям оценки материально-технических условий пребывания детей в образовательных организациях, санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Стратегия и тактика построения развивающей среды в современной дошкольной организации определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. А основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды:

- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

- насыщенности: среда соответствует содержаниюобразовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Педагогические коллективы дошкольных организаций Вологодской области приступили к изучению и обсуждению через семинары, научно-практические конференции, круглые столы, мастер-классы, основных требований к предметно-пространственной среды, современных концепций построения развивающей предметно-пространственной среды с целью подготовки к введению стандартов, удовлетворения интересов, потребностей, возможностей дошкольников, развития интеллектуально-творческих способностей детей.

Так, 29 апреля 2014 года в Шекснинском районе состоялась научно-практическая конференцияпо проблеме «Развивающая среда дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Научно- практическая конференцияпроходила по инициативеУправления образования Шекснинского района, при  поддержке АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

В приветственном слове к участникам конференции начальник Управления образования Любовь Сергеевна Изюмова, дала информацию о развитии системы дошкольного образования в муниципалитете, обратив особое внимание на существующие проблемы, обозначила основные направления развития системы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, отметила, что в период обновления системы дошкольного образования, гуманизации образовательной деятельности, особое внимание необходимо уделить укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности. В решении этих сложных задач важную роль играет создание развивающей предметно-пространственной среды, определенной в ФГОС ДО как основное условие реализации основной образовательной программы. В конце своего выступления пожелала всем участникам научно-практической конференции успешной работы.

В пленарном заседании выступили Е.И.Касаткина, к.п.н., заведующий лабораторией дошкольного образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», которая обратила внимание всех участников на актуальные вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дала рекомендации по созданию развивающей среды в соответствии с примерной образовательной программой. Елена Ивановна отметила, что современные ученые, в области дошкольного образования изучающие роль развивающей среды в развитии личности ребенка-дошкольника отмечают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению, что важно в условиях подготовки ребенка к обучению в школе.

Валентина Михайловна Кузнецова заслуженный учитель РФ, доцент «Образовательного центра» АОУ ВО ДПО «ВИРО», обратила внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды направленной на реализацию образовательной области «Физическое развитие». Среда в дошкольном учреждении должна быть не только интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, но и безопасной, способствующей двигательной активности детей, сохранению их здоровья.

 На особенностях создания предметно-пространственной среды в группах раннего возраста остановилась в своем выступлении Ольга Анатольевна Сакур, заместитель заведующего БДОУ ШМР «Детский сад сказка», особое внимание обратила на создание условий для сенсорного развития малышей как основы умственного развития.

Требования действующих СанПиН к проектированию предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях осветила в своем выступлении Анастасия Валерьевна, Медведева специалист территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах.

Вопросы важности игровой деятельности в развитии личности дошкольника, его активности и творчества подняла в своем выступлении Марина Юрьевна Пакудина, воспитатель БДОУ ШМР «Детский сад «Светлячок» на примере работы центра игровой поддержки «Умка», который создан несколько лет назад.

Во второй половине дня работали 2 секции: «Практико-ориентированная деятельность педагога дошкольной организации по реализации образовательной области «Физическое развитие детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования (модераторы: Кузнецова В.М. АОУ ВО ДПО «ВИРО» и Куфтырева В.Н. инструктор по физической культуре БДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Шексна. «Предметно-пространственная среда как стимул познавательного и речевого развития ребенка в дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС дошкольного образования (модераторы: Касаткина Е.И., заведующий лаборатории дошкольного образования АОУ ВО ДПО «ВИРО», Краснова Наталья Владимировна, старший методист Управления образования Шекснинского муниципального района. На секциях были представлены первые результаты создания и освоения детьми развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО. Педагоги активно обсуждали первичный опыт, дискутировали по проблемным вопросам, предлагали пути их решения

Участники научно-практической конференции работали на выставке, где были представлены методические материалы, разработанные педагогическими работниками дошкольных организаций Шекснинского района и «нестандартное оборудование для физкультурных занятий», выполненное из бросового материала. Материалы выставки заинтересовали участников научной конференцию своим многообразием, эстетикой выполнения, многофункциональностью, использованием, как на организованных мероприятиях так и в свободной самостоятельной деятельности детей.

В заключении были подведены итоги конференции. Все участники отметили что:

- организация развивающей предметно-пространственной среды должна быть направлена на решение основной цели: создание психологического благополучия детей;

- развивающая среда обогащает развитие ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей детей и должна выступать в роли стимулятора, движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка;

- создание интерьера помещения, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования, должно базироваться на научных принципах – своеобразной «эргономике детства»;

- задача педагогического коллектива дошкольной организации - проанализировать предметно-пространственную среду своей группы и других помещений детского сада, а так же участка в соответствии с требованиями ФГОС ДО, выявить существующие проблемы и наметить пути их решения.


Источник: http://viro.edu.ru/istochnik/index.php/novye-standarty/83-preobrazovanie-predmetno-razvivayushchej-sredy-v-usloviyakh-standartizatsii-doshkolnogo-obrazovaniya


Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос

Полифункциональность среды в доу по фгос